Физическому воспитанию должно уделяться столько же внимания, сколько и умственному.

Моя инициатива в образовании

Педагогический проект
«Моя инициатива в образовании»
Родыгин Алексей Федорович,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ№58



«Влияние упражнений из китайской гимнастики ушу на физические качества детей младшего школьного возраста»


Актуальность. Важной составной частью государственной социально-государственной политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового физически крепкого поколения.
Физическая культура Востока содержит в себе раздел – УШУ, которое способствует оздоровлению, формированию духовного мира, влияет на эффективную адаптацию в социуме человека и развивает основные физические качества необходимые для жизнедеятельности человека.
          Ушу в переводе с китайского - "воинское искусство". За свою многовековую историю эта система имела огромное количество названий, такие как цюаньшу ("искусство кулака"), гунфу (мастерство, подвижничество) и др., но проверку временем прошло именно "воинское искусство", т.к. является наиболее точным.

Реформа общества требует улучшения физического воспитания наших детей, его соединения с общим воспитанием и образованием. В этом нам может помочь УШУ не только как средство воспитания, но и как образ жизни.

В гимнастике УШУ физкультурные и гимнастические комплексы, дыхательные гимнастики и системы массажа тесно связаны между собой и комплексно воздействуют на организм. Занятия УШУ имеют большой оздоровительно - профилактический эффект. Они оказывают положительное психофизическое воздействие и доступны детям с различным уровнем физической подготовки.
Освоение гимнастики УШУ помогает приобрести навыки правильного распределения силы при выполнении различной работы, развивает координационные движения и ловкость, что способствует успеху в различных жизненных обстоятельствах. Прикладная функция УШУ, т.е. применение полученных навыков в поединке, никогда не была основной и определяющей, так как Ушу развивалось в русле даосских и буддистских учений, основными постулатами которых были недеяние и ненасилие.
На основании перечисленных выше качеств можно сделать вывод, что Ушу является наиболее приемлемым средством воспитания гармонически развитой личности. 
УШУ - один из видов спорта, которым можно заниматься с младенчества. Благодаря занятиям УШУ можно улучшить показатели физического развития, физические качества, исправить недостатки телосложения, осанки.
УШУ добавляет новые возможности в развитие детей. Оно развивает не только физические качества, но и память, внимание, быстроту реакции, а также эстетическое восприятие детей - понимание красоты и гармонии - благодаря выполнению упражнений под музыку.
Отличительной особенностью занятий является формирование культуры отношения к своему здоровью.

Особенностью восприятия у детей младшего школьного возраста является резкое увеличение его осмысленности. Однако оно все еще носит эмоциональный, избирательный характер, ребенок воспринимает ту информацию, которая более яркая, и не всегда главная в процессе восприятия общего содержания. Недостаточно развито восприятие пространства и времени. Помимо осмысленности восприятия, в младшем школьном возрасте становится возможным усвоение детьми действий смыслового (логического) запоминания, но все еще преимущественно запоминание механическое. Оно осуществляется при помощи повторений и носит кратковременный характер.

Активное воображение ребенка младшего школьного возраста приобретает самостоятельность. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

В программе обучения используются уникальные возможности УШУ. В процессе обучении дети младшего возраста легко и естественно осваивают упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнить ходьбу, бег, прыжки; получают навыки самостоятельной работы, у них вырабатываются такие важные качества, как внимательность, настойчивость. 

Отработка упражнений проводится с эффективным контролем исходных и промежуточных положений и применением помощи: фиксации, поддержки, подталкивания, подкрутки, ограничения. В занятия включаются игровые, круговые и соревновательные методические приемы.
В том случае, если ребенок не может освоить упражнение, включается его образное мышление, представление упражнения, мысленное его воспроизведение, помогающее детям не только понять, запомнить и точнее выполнить упражнение, но и создать его художественный образ.
Для закрепления правильных исходных и промежуточных положений эффективно используется мышечную память, зафиксировав положение тела в соответствующие моменты выполнения упражнения.

При организации занятий важно использовать принципы моделирования, т.е. применять в тренировочном процессе различные варианты соревновательной деятельности.

В занятиях предлагаются игры, которые являются базовыми. На их основе, для того чтобы разнообразить занятия, тренер предлагает детям выполнять творческие задания, психорегулирующие тренировки и отвлекающие мероприятия.
Польза занятий ушу для детей

Во-первых, техника ушу одновременно вовлекает в работу множество групп мышц, что даёт потрясающий эффект для организма. Интенсивно развивается пластика, скорость, выносливость и, конечно, сила.
Во-вторых, максимально задействуется вестибулярный аппарат, отвечающий за координацию движений и чувство равновесия.
В-третьих, сложная последовательность движений требует немалой концентрации внимания, что положительно влияет на память и развивает пространственное мышление.
В-четвёртых, правильное движение неотделимо от правильного дыхания, глубокого и равномерного. Эффект очевиден – здоровые лёгкие и кровь, обогащённая кислородом.
Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки. Детям, которые занимаются Ушу, дают многосторонние физические упражнения на мышцы туловища. Что приводит к благоприятному влиянию на дальнейшее формирование осанки и позвоночника. При многолетних занятиях, нарушения осанки практически полностью исправляются.
          Регулярные занятия спортом оказывают стимулирующее действие на работу сердца. При этом мышцы сердца немного утолщаются и становятся более выносливыми, а стенки кровеносных сосудов становятся более эластичными и упругими. При физических нагрузках количество эритроцитов в крови увеличивается, благодаря этому улучшается снабжение тканей кислородом.

Основная функциональная нагрузка при занятиях УШУ приходится на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий.

Под действием регулярных тренировок кости подвергаются значительной перестройке и укрепляются. Это помогает предотвратить множество травм или переломов. Под действием физических нагрузок связки и сухожилия утолщаются и становятся более прочными. Так же регулярные умеренные занятия Ушу оказывают положительное влияние на суставы. Возрастает амплитуда движений в суставе, уплотняется хрящевая ткань.


Характеристика физических качеств

Понятие о физических качествах в теории и практике физической культуре и спорте.
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.                         Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (21, с. 69). К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гиб­кость и ловкость.
Сила - это способность развивать максимальное напряжение при сокращении мыши. Измерить её можно при статической работе, когда мышцы обеспечивают определённое положение тела и противодействие внешним силам, стремящимся изменить это положение. В этом случае говорят о статической силе человека. Если сокращающиеся мышцы производят перемещение в пространстве тела или отдельных его частей относительно друг друга, то это - динамическая мышечная работа п. следовательно, речь идёт о динамической силе.
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно-координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполненного действия. Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.
Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная вынос­ливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость). Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей.
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин “гибкость” более приемлем, если имеют в суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить “подвижности”, например “подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах”. Хорошая гибкость обеспечивает быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения дельных звеньев тела.
По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.
При активной гибкости движение с большой амплитудой вы­полняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: уси­лий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособ­лений и т.п.
По способу проявления гибкость подразделяют на динамичес­кую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движе­ниях, а статическая — в позах. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фак­тор, обусловливающий подвижность суставов — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во мно­гом определяет направление и размах движений в суставе (сгиба­ние, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).
Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно рас­слаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования меж­мышечной координации.
Цель исследования - Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования упражнений из китайской гимнастики ушу при развитии физических качеств в уроках физической культуры детей младшего школьного возраста 6-7 лет.
       Объект исследования – урок физической культуры детей младшего школьного возраста 6-7 лет, с использованием упражнений из китайской гимнастики ушу.
       Предмет исследования – физические качества учеников в учебном процессе ушу с использованием упражнений из китайской гимнастики ушу.
       Гипотеза: мы предполагаем, что упражнения из китайской гимнастики ушу при занятиях физической культурой с детьми младшего школьного возраста 6-7 лет, окажут содействие развитию физических качеств.
      Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы в литературе и практике.
2.Определить влияние упражнений из ушу в учебном процессе детей младшего школьного возраста 6-7 лет, на физические качества.
3.Обсудить результаты контрольных тестов.

      Методы исследования:
1.Анализ научной и научно-методической литературы.
2.Педагогическое наблюдение.


3.Педагогический эксперимент (тестирование).









Эссе «Мое педагогическое кредо»
                                                         Родыгин Алексей Федорович
учитель физической культуры МБОУ СОШ№ 58
г. Челябинск

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,
действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении.
                                                                 Ж.Ж.Руссо
     По-разному приходят в школу учителя. Разные бывают пути. Кто-то претворяет в жизнь детскую мечту, кто-то продолжает семейную династию, а у кого-то это желание быть похожим на своего учителя. Я не могу сказать, что я продолжил династию. С шести лет я стал заниматься в детской юношеской спортивной школе в секции ушу. Нас тренировал очень талантливый, любящий свою работу тренер Пузикова Вера Евгеньевна. Наверное, тренируясь у неё и наблюдая за её работой, за тем как она радуется успехам своих учеников, как ученики тянутся к ней, я и заболел спортом. А главное, я захотел учить детей.
     С 2007г.  я начал тренерскую деятельность по ушу.  По окончании Челябинского Государственного Университета Физической Культуры, я работаю преподавателем физической культуры. За все эти годы я не разочаровался в выбранном пути. Я прихожу в школу, чтобы научить детей быть здоровыми. Не секрет, что за последние годы уровень здоровья подрастающего поколения  резко снизился. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культуры или полностью освобождены.
    Одной из главных задач своей работы вижу изменение отношения к уроку физической культуры, как самих детей, так и их родителей. Как обидно слышать о том, что есть важные предметы и не очень, что физическая культура  не относится к тем, самым важным. Переубедить детей и их родителей - одна из моих задач. Разговаривая с детьми, убеждаюсь, что во многих семьях отсутствуют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Исправить положение можно лишь, изменив отношение к физической культуре.
    Так что же такое урок? Для меня это время, отведенное на общение с детьми, но общение необычное: через движение к положительным эмоциям.
Урок физкультуры - это урок, где сухие строки учебной программы  превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант ученика. Радостно  наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в спортивный зал. Уходят на второй план неудачи, забывается двойка по физике, или по русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. И за это только похвалят. Приятно видеть, как неуклюжие, скованные в движении на первых уроках ученики постепенно расправляют плечи, становятся крепче и увереннее, превращаясь в умелого и ловкого мальчишку или  шуструю девчонку. Урок физической культуры - это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость.
    Наш предмет вариативен. И достичь положительного эффекта можно при непременном соблюдении одного из важнейших условий – методически грамотного  использования физических упражнений на основе знаний правил и основных закономерностей их применения с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Несложно представить, насколько  различается трудность выполнения одного  и того же двигательного задания для разных учеников. Одному легко даются нагрузки, а другому не хватает силы, выносливости. А значит, необходим индивидуальный подход. Главным направлением в своей работе я считаю реабилитацию и сохранение здоровья всех учеников: и вполне здоровых, и нуждающихся в этом, поскольку здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Учитывая возрастные особенности учащихся первой ступени, составляю подвижные игры по сюжетам сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Причем  предлагаю упражнения различной степени сложности.
    На второй ступени, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. Стараюсь менять типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. На уроках использую различное спортивное оборудование: скакалки, обручи, гимнастические маты и скамейки, гантели, мячи и многое другое. На уроках гимнастики стараюсь сделать так, чтобы занятия не просто сводились к отработке двигательных навыков, но и уделяю внимание осанке, развитию гибкости, чувству ритма.
    Особое значение придаю доверительным отношениям со школьниками, формирую убеждение о том, что физическая культура – ключ к преодолению многих сложностей, которые возникают в жизни. Важным направлением в физическом воспитании считаю воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки, ответственности за себя и других. Серьезное значение придаю форме одежды, приветствию в начале урока, точности и красоте выполнения упражнений. Каждый урок заканчиваю подведением  итогов.
    В процессе занятий стараюсь обращать внимание на исправление индивидуальных недостатков физического развития.  У многих детей нарушена осанка, выражено плоскостопие, присутствуют признаки ожирения. А ведь большинство этих нарушений имеют нестойкий характер, поэтому стремлюсь подбирать комплекс таких упражнений, которые помогают справиться с проблемой.
 
 Специфика предмета диктует необходимость соблюдения правил техники безопасности. Перед каждым разделом программы знакомлю ребят с основными правилами обращения со спортивным инвентарём, требованиями к выполнению упражнений, правилами поведения во время занятий.


    За время работы выработалась и система уроков. Наиболее приемлемым в работе считаю метод круговой тренировки. Когда я впервые услышал о нем, у меня возникло желание подробнее познакомиться с этим методом. Изучив его, я пришел к выводу, что этот метод приемлем для меня. Основная задача этого метода – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальная дозировка выполняемых упражнений.
     Круговая тренировка приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, воспитывает  собранность и организованность. Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с материалом урока. Безусловно, применение этого метода требует работы учителя: необходимо провести анализ намеченных упражнений, связать их с программой, ознакомить учащихся с методикой организации проведения круговой тренировки, определить объём работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений. Не могу сказать, что всё получилось быстро и сразу. Сначала это были отдельные комплексы упражнений для развития двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, силы. Сейчас при проведении урока по методу круговой тренировки учащиеся делятся на несколько групп по 2 человека (это даёт возможность выполнять упражнения в парах). Спортивный зал делится на «станции» по числу запланированных упражнений. По окончании запланированного времени следует переход на следующую станцию. Время выполнения варьируется в зависимости от возраста. Учащимся такие уроки нравятся.
     Большое значение уделяю домашнему заданию, которое состоит в выполнении подготовительных и основных упражнений.  Особенно важна система контроля с опорой на сознательную работу учащихся.   Практика показывает, что результаты учащихся в тех семьях, где уделяется должное внимание выполнению упражнений, гораздо выше, наблюдается личный рост учащихся.

  
 Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода «визитной карточкой» государства, показателем его культуры. И в этом плане мой предмет уникален. Он обеспечивает овладение  учащимися важными знаниями о человеке, его развитии, решает задачи воспитания необходимых ему двигательных навыков. Поэтому для меня урок - это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей. Не навредить здоровью детей. Именно этот принцип считаю самым важным. Ребенка лучше «не догрузить» физическими упражнениями, чем «перезагрузить».




Комментариев нет:

Отправить комментарий